(Анни Безант)
Что есть человек? Может ли он себя познать?
Чтобы познать и понять вечную суть души как единство трех факторов, человек не нуждается в науке, а в проявлении ума.
Человек есть триединое существо, а именно душа, дух и жизнь. Он имеет в распоряжении сознание и волю как ведущую силу. Ни один человек не видит сформированную душу с ее духом и жизнью в своем естестве, а только ее деятельность, ее действенность и ее силы.
Никто не будет отвергать или отрицать дух как сущность, так как никто не хочет наряду с другими причинами считаться бездуховным.
Органическая, но также и неорганическая материя никогда не сможет породить из себя душу, дух и жизнь. Воля духа господствует над земным телом человека. Да, это самостоятельная душа, которая создает себе земное тело.
Что есть суть духа? Какую функцию выполняет дух?
Дух есть собственная субстанция, материал вечного бытия, которому присуще свойство мышления, и эта субстанция стала однажды в вечности жизнью как силой, подаренной от и из Бога (Ил, Ану, Один, Христос).
Дух имеет следующие функции:
Сила излучения: он излучает внутрь и наружу, но всегда только в одном направлении.
Свойство познания.
Разум, понимание и логическое мышление.
Свободная воля, сознание – это принадлежащие духу силы.
Дух человека способен к познанию, он имеет силу познавать и различать.
Правда и ложь.
Добро и зло.
Любовь и ненависть.
Жалость против сердечной черствости и беспощадности.
Дух постигает и различает:
Прощение от мстительности и мести.
Справедливость от несправедливости.
Самопожертвование от себялюбия, корыстолюбия и эгоизма.
Самоотверженность и скромность от зависти и недоброжелательства.
Искренность, открытость от фальши и лицемерия. Так как духу присущи силы ума и логического мышления, то каждый человек может познать хорошие и плохие качества духа. Каждый может поступать по своему усмотрению, так как воля духа свободна.
Дух, как материальная суть, большой ли он или маленький, всю вечность связан лишь с одним существом. И каждое существо, человек ли, животное или растение, имеет свой совершенно определенный дух, который извечно свойственен сути души.
Вот мы и знаем, что такое дух, знаем мы и его функции, теперь же обратимся к доказательствам души как сути.
Душа есть одновременно особенной субстанцией, материалом вечного бытия. Собственно иным, чем дух, но вместе с духом образует суть нераздельное двуединство, души и духа, на веки веков.
Инструментами астрального тела души являются чувства. Образ и форма его сути присущи ему, а чувства являются его особенными силами. Это разные противоположные силы чувств, которые свойственны человеческой душе.
Душевный мир – душевные страдания.
Душевный покой – душевная боль.
Душевная радость и блаженство души – душевная мука.
Нет такого человека, у которого бы в его внутреннем естестве не оживали при случае силы чувств. Силы чувств, которые нередко и не связаны с деятельностью телесного организма.
Если мы посмотрим в самую нашу глубину, то мы часто увидим тяжелую борьбу между думающим, способным к познанию духом с его свободной волей и силами чувств его астрального тела души.
Дух стремится, например, к познанию истины, а чувства души, напротив, распыляются.
Или же наоборот: чувство со своей стороны теснит свободную волю духа. Кто же чувствует? Мое земное тело или душа?
Суть души всегда можно сравнить с оболочкой, вместилищем духа, с которым он неотделимо связан.
Дух собирает, применяя душевные органы чувств, ощущения, которые он накапливает в себе. Накопленное со временем становится его знанием, его сокровищем.
Если дух собирает хорошее и истинное, и накапливает это в оболочке своего тела души, и это сокровище, припасенное и живое, чтобы передавать его другим, то и душевная оболочка настоящая и хорошая, чистая и здоровая, и светлая.
Если же дух делает противоположное, так как считает подходящим, зло и обман, то и он сам и душевная оболочка его неправильная, темная и нечистая.