Когда в 1128 году в Труа состоялось формальное основание ордена, при Бернарде Клерво, которого можно до известной степени рассматривать как его официального руководителя-ширму.
Ведь Бернард Клерво первый рекомендовал в своем трактате «De laude novae militiae» (Похвала новому воинству), принимать им в свои ряды самых грешных из рыцарей, вплоть до отлученных от церкви и подвергшихся анафеме? Французский текст Устава Ордена вообще повелевает: «туда, где как стало бы вам известно, собрались отлученные рыцари, мы и приказываем вам отправиться <…> и если отыщется кто-нибудь, желающий препоручить себя и присоединиться к Ордену рыцарства в заморской стране, вы должны учитывать не столько мирскую пользу, сколько спасение его души».
«Мы существа плотские и рождены от вожделения плоти; поэтому наша любовь неизбежно начинается с плоти, а последняя, успокоившись, постепенно возвысившись под водительством благодати, расходует себя в духе. То, что в нас духовно, не может опередить животное начало, но раскрывается лишь вслед за ним; прежде чем обрести образ человека небесного, нам должно иметь образ человека земного. Человек начинает с того, что любит себя… потом он любит Бога, но все еще для себя, не для Него… изведав же, как милосерд Господь, он возвышается до третьей ступени, состоящей в том, чтобы любить Бога для Бога. Тогда он останавливается, и не знаю, был ли такой человек, который в сей жизни когда-либо достиг последней ступени любви — любить самого себя только для Бога» [Bernard de Clairvaux, saint. Textes politiques. Ed. de Zumthor. Paris, Union generate d’editions, 1986. P. 78-79.].
Аббатом Клерво, основателем ордена Храма, в этом тексте сказано все. Вопрос лишь в том, все ли Тамплиеры были способны понять эти слова и извлечь из них практические уроки.