Философ и маг Аполлоний Тианский
умел оживлять мертвых
Одной из самых загадочных личностей в I веке нашей эры был древнегреческий целитель, философ и провидец Аполлоний Тианский. О нем рассказывали, будто он способен заставлять предметы и людей исчезать и вновь появляться, предсказывать будущее и даже… оживлять мертвых. Недаром сильные мира сего всерьез опасались этого человека…
Уже в ранней юности стали проявляться удивительные умственные способности Аполлония. Хотя молодой человек был очень красив (недаром носил имя в честь бога Аполлона), он предпочитал проводить время не с девушками, а с мудрецами и философами, изучать труды Аристотеля, Платона и Хрисиппа. Он не ел мяса и рыбы, только пищу растительного происхождения.
Он нередко удивлял окружающих своими чудесными «фокусами». Так, во время застолий кушанья сами собой откуда ни возьмись появлялись перед Аполлонием. Он умел оживлять каменные статуи, так что те изменяли позы, сходили со своих пьедесталов и даже прислуживали за столом… Иногда Аполлоний заставлял исчезать золотые и серебряные сосуды вместе с их содержимым. Известен один случай, когда он заставил исчезнуть слуг…
Как-то, встретив на улице похоронную процессию, философ обратился к сопровождающим ее людям с такими словами: «Опустите гроб на землю, и я высушу слезы, которые вы проливаете над этой девушкой». Они изумились, но послушались известного мудреца. Аполлоний дотронулся до лежащего в гробу тела молодой женщины, произнес несколько слов, и покойница вдруг ожила…
В другой раз, находясь в Смирне, он вдруг сообщил тем, кто был рядом с ним, что в городе Эфесе свирепствует чума и ему необходимо немедленно отправиться туда. В тот же миг он перенесся в Эфес.
Когда Аполлоний Тианский прибыл в Рим, ему уже исполнилось 70 лет. При нем находился полученный в дар от какого-то персидского мага хрустальный шар, при помощи которого Аполлоний лечил больных и предсказывал людям будущее. Кто-то из римлян позавидовал ему, и против философа было выдвинуто обвинение в государственной измене. Его привели на допрос, но когда обвинитель развернул свиток, на котором была записана формула обвинения, внутри оказался чистый лист. Мудреца освободили, и он вернулся к своей деятельности.
Так продолжалось около 30 лет. Достигнув почти столетнего возраста, старец отнюдь не выглядел дряхлым и чувствовал себя достаточно бодро.
Между тем римский император Домициан стал опасаться популярности чудотворца, которая, как ему казалось, могла поколебать его власть. И тогда император приказал арестовать Аполлония и подвергнуть его суду за чародейство.
При обыске стража не обнаружила при старце пресловутого хрустального шара — тот исчез. Когда Аполлония заключили в тюрьму, кто-то спросил его, может ли он сделать так, чтобы очутиться на свободе. Тот ответил: «Я могу сделать это завтра, если это зависит от судьи; сейчас, если это зависит от меня». С этими словами старец вынул свои ноги из кандалов и сказал: «Вы видите свободу, которой я обладаю». Затем он вновь каким-то образом оказался заключенным в кандалы.
Во время трибунала Аполлонию задали вопрос: «Почему люди называют тебя богом?»
«Потому что, — был ответ, — каждый человек, который добр, имеет право так называться».
«Каким образом ты предсказал чуму в Эфесе?», — спросили его.
«Благодаря тому, что я живу на более легкой пище, чем другие люди».
Ответы Аполлония произвели на императора такое впечатление, что тот признал его невиновным, но попросил задержаться для личной беседы. На это мудрец ответил: «Вы можете задержать мое тело, но не мою душу; да и тело, пожалуй, задержать не сможете».
Тогда император поинтересовался, как Аполлоний заставляет людей исчезать. Старец пообещал «не только рассказать, но и показать». Откуда-то у него в руке возник хрустальный шар, и внезапно… Аполлоний. Присутствующих охватила паника. Домициан отправил своих людей на поиски дерзкого старца, но никаких следов его обнаружить не удалось. В тот же день один из друзей Аполлония встретил его в трех днях ходьбы от Рима.
Когда Аполлоний Тианский находился в Эфесе, ему явилось видение убийства императора Домициана. Тому астрологи предсказали, что его убьют 18 сентября 96 года до 5 часов вечера. В указанный день кесарь с тревогой ожидал назначенного часа, приняв все меры, предосторожности. Наконец ему сообщили, что уже 5 часов и к нему пришел посетитель. Решив, что опасность миновала, Домициан велел впустить гостя. Но оказалось, что против него составили заговор. На самом деле пяти еще не пробило, и убийца по имени Стефан беспрепятственно заколол императора. Всю эту сцену увидел в тот же миг в своем хрустальном шаре Аполлоний…
Аполлоний Тианский
Посещение Аполлонием Тианским Севера Индии
Греческий мудрец и чудотворец — Аполлоний Тианский — по преданию, нашел золотые пластины с начертанными на них географическими картами и схемой путешествия Пифагора в Индию, Китай и Тибет. Невидимая рука Шамбалы вела и эту Великую душу к знаменательным свершениям и духовным подвигам. По путеводным золотым картам Аполлоний Тианский так же повторил путь в Гималайскую Шамбалу, который некогда прошли до него Заратуштра, Махавира, Гаутама, Лао-Цзы и Пифагор.
Сохранившийся рассказ о его жизни содержит повествование о посещении им севера Индии. Даётся подробное описание городов, мест и жителей, но совершенно упущен внутренний смысл его поездки. Правда, Аполлоний Тианский был известен как любитель странствований, но это плохо объясняет его поездку.
Ещё будучи молодым человеком, он слышал от одного ценителя и собирателя необыкновенных историй о существовании Обители Братства. Тогда он мало обратил внимания, но со временем, когда ему пришлось многое узнать и много увидеть, он вспомнил и в тайне духа решил посетить север Индии.
У него был друг, большой учёный и принявший многие степени посвящения; к нему обратился Аполлоний за советом. Старец задумался и обещал узнать. И вот через год пришёл ответ. Старец обратился к Аполлонию: «Друг мой, воистину счастье с тобою. Мне пишут, ты можешь собираться в путь. В Кашмире ты встретишь одного моего друга — считаю, он может дать тебе необходимые указания. Итак, собирайся в путь».
Путь Аполлония был долог. На пути встречались разные люди. Один из встречных, как бы отгадывая намерение Аполлония, сказал: «Могу быть тебе полезным. Лицо, к которому направляешься, мне знакомо. Прошу тебя воспользоваться моим домом, когда достигнешь древней Гандхары». И встречный подал Аполлонию хранильницу даров. Аполлоний так и не узнал имени незнакомца.
Достигнув Таксилы, Аполлоний нашёл дом незнакомца и, подойдя к двери, ударил молотом. Дверь открылась, и молодой индус пригласил Аполлония войти. Тут только Аполлоний вспомнил, что не знает имени владельца дома. Привратник, видимо, ждал. Аполлоний, чтобы объяснить свой приход, показал хранильницу даров. Привратник сделал знак рукой и провёл Аполлония в комнату, где стоял стол и два кресла.
Через некоторое время дверь открылась и в комнату вошёл высокий человек. На нём был кафтан и знаки достоинства конного начальника.
Новопришедший назвался братом незнакомца и, как бы зная, зачем пришёл Аполлоний, сказал: «Мои люди завтра проводят тебя».
Наутро Аполлоний увидел на дворе несколько воинов и коней. Тронулись в путь и спешно доехали до Северных гор. Здесь воины оставили Аполлония.
Уход Аполлония Тианского
В жизнеописании Аполлония из Тианы искажено слово об уходе его. Но имеется свидетельство ученика Калликрата о последнем хождении Учителя.
Аполлоний начал слышать голоса, зовущие его опять к тем берегам, где он уже побывал с пользою для духа. Взяв с собою ученика Калликрата, Учитель, не говоря о цели своего пути, немедленно отплыл.
Когда же прибыли к пещере, где Великий Учитель давал посвящение Архатам, навстречу им вышел высокий Старец и долго беседовал с Аполлонием. Калликрат услышал лишь последние слова Старца: «Если ты решил принять чашу Апологета Учения, то не медли».
Аполлоний, когда Старец скрылся в глубине пещеры, указал Калликрату спешно собрать достаточное количество благовонных деревьев и сложить в пещере подобие высокого ложа. Также указал, когда Калликрат услышит голос под сводом пещеры, зажечь, не оглядываясь, дерево, и может спешить к берегам Греции, забыв о происшедшем. Затем Учитель погрузился как бы в сон.
Калликрат сидел неподвижно, поддерживая огонь до глубокой ночи, когда высоко под сводом раздался необычно звучный голос Учителя: «Итак, я не умер, но иду принять чашу Апологета».
Тогда Калликрат исполнил всё указанное и завещал положить свидетельство с собою в гробницу.